"Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится".
Закон Мэрфи

Гипрохолод - новая стратегия: о внедрении тендера, уменьшении хладоемкости и других проблемах.

2. Что выявил тендер?

Практика обследования различных мясокомбинатов, хладокомбинатов и других пищевых производств у нас в стране показала, что отношение к проектированию и пониманию этого вопроса со стороны заказчиков находится на крайне низком уровне. Множество руководителей новых форм собственности пришли из сфер, не занимавшихся ранее строительством объектов, и попросту не знают, что такое серьезный проект серьезного объекта. Очень часто заказчик не знает норм Госстроя, Минздрава, Госгортехнадзора, МЧС. Санэпиднадзора, и других контролирующих органов. Незнание основ при строительстве объектов приводит к серьезным перекосам во время пуска объекта и впоследствии при его эксплуатации. Примером того стали повсеместные грубейшие ошибки в расчетах емкостей, технологических режимах, недооценке состояния грунтов и фундаментов при проектировании холодильных емкостей. К сожалению, подобные упущения приводят к плачевным результатам, неправильному выбору хладагентов и холодильной техники.
Являясь директором головной проектной государственной организации, я ставлю своей целью ознакомить Вас с некоторыми наиболее распространенными последствиями ошибок при проектировании современных объектов холодильной отрасли и предложить современное решение вопросов.
В прошлом году институт, имея лицензию на проведение тендеров, на проектирование и поставку оборудования, предложил провести тендер при реконструкции и при строительстве новых холодильных объектов. Поручение провести тендер через Гипрохолод было получено от руководителей трех крупных предприятий: холодильной станции для замораживания грунтов ("Алмазы России"), катка в Казани и хладокомбината емкостью 2 тыс. тонн в Московской области.
Тендер был объявлен среди 18 фирм, в основном российских. Что же он выявил?
Только третья часть, 6 предприятий, смогли участвовать в конечном процессе, то есть были представлены на рассмотрение тендерной комиссии заказчика. В подавляющем большинстве современные коммерческие структуры, предлагающие свои услуги по проектированию, поставке оборудования, монтажу, сдаче объекта под ключ, дальнейшему сервисному обслуживанию, на самом деле далеки от профессионального совершенства, не знают мировых тенденций. Пользуясь незнанием заказчика некоторых тонкостей холодильной техники и цен на оборудование, они предлагают проекты со многими упущениями и попросту грубыми ошибками. Так, 90% фирм занизили холодопроизводительность холодильных машин. Причем занижение шло не на десятки процентов, а в разы. Занижение холодопроизводительности, естественно, ведет к удешевлению строительного проекта.
Далее. Не учитывалась скорость создания необходимой температуры: в единице холодильной емкости может быть задана температура за 10 часов, а может - за 3 часа, или за 15 минут. Оборудование, в частности, испарители или воздухоохладители, могут иметь такую вентиляторную систему, которая обеспечит продув всего холодильного склада и равномерное распределение холодных потоков воздуха, а может иметь совсем невысокий напор. Все это заказчик может не знать, об этом могут знать только грамотные проектировщики.

Значительная часть, около половины фирм, безграмотно произвольно меняло тип и толщину теплоизоляционных материалов в конструкции. Например, при рекомендации пенополиуретанов (ППУ) занижалась толщина стенки: там, где требовалась толщина 150 мм, почему-то устанавливалась 100-120 мм. Это можно объяснить двумя причинами: снижается стоимость объекта и тем, что в нашей стране немногие предприятия производит ППУ - конструкции свыше 120 мм.
Была выявлена произвольная замена самого теплоизоляционного материала без коррекции его толщины. Например, фирма предложила поставить пенополистирольные (ППС) панели толщиной стенки 150 мм, обосновывая это тем, что они практически такие же, что и пенополиуретановые. На самом деле, поскольку теплопроводность ППС в полтора раза выше, чем ППУ, их толщину следует увеличить.
Многие не обращают внимания на промораживание грунтов - повсеместная ошибка, когда "сажают" холодильник прямо на землю, без достаточно эффективного продуха или обогрева полов.
В конечном итоге выдается проект стоимостью вдвое ниже, чем он должен быть на самом деле, но в ущерб качеству.
Имел место и неграмотный расчет, и неправильно понятая (или поставленная) задача. Но основные усилия исполнителя были направлены на то, чтобы занизить стоимость проекта. Заказчик, который не может знать всех нюансов проектирования, зачастую соглашается и принимает проект, единственным неоспоримым достоинством которого является относительная дешевизна.
Лишь некоторые из участников тендера показали настоящий профессионализм и были рекомендованы Гипрохолодом в качестве достойных партнеров, с которыми можно заключать контракты.
Поскольку коммерческих структур и отдельных коммерсантов стало едва ли не больше, чем предприятий, заказывающих холодильное оборудование, хотелось бы предостеречь потенциальных заказчиков иметь дело с такими предпринимателями-разработчиками. Именно поэтому, на мой взгляд, практика проведения тендеров в настоящее время чрезвычайно важна. Призываю всех серьезных потребителей холода к проведению процедуры тендера, прежде чем заключить тот или иной контракт. В результате вы получите профессионально оформленный проект с грамотными расчетами и сэкономите, в конечном счете, значительные средства за счет правильного хранения продуктов, оптимального расходования электроэнергии и эксплуатационных материалов. Все это даст возможность руководителям таких холодильных предприятий эффективно работать.
Не стремлюсь сгущать краски, но реальность такова, что и среди более серьезных проектных организаций бывают случаи, когда проект создается не вполне грамотно. Заказчик неправильно задает желаемые параметры, а проектант вовремя не консультирует, не доказывает, что тот не прав. В конечном счете, происходит резкое отклонение системы от оптимальных параметров. Так, например, на одном крупном московском хладокомбинате при пересчете холодильной системы количество аммиака оказалось завышенным на 40%. С одной стороны, в общем-то гарантировано нормальное качество, но с другой - увеличены затраты на оборудование, на количество эксплуатационных материалов, на аммиак, на обслуживание, на другие аспекты. Тем более досадно, поскольку можно было сделать все то же самое с гораздо меньшим количеством хладагента.

Строительство предприятия - это то же, что строительство собственного дома: семь раз отмерь, - один раз отрежь. Можно поставить дом на болоте или на минном поле. Можно сэкономить копейку, а потерять все.
Никак не могу понять заказчика, который, затрачивая сотни тысяч и миллионы долларов на закупку оборудования и строительно-монтажные работы, пытается сэкономить одну-две тысячи долларов на проекте. Тем самым он обрекает себя на поверхностный проект и проигрывает в качестве при последующей эксплуатации. Тем не менее, практика работы показывает, как многие крупные организации всячески срезают стоимость проектных работ, совершенно не задумываясь о последствиях. А последствия, повторюсь, многочисленны: занижение холодопроизводительности, промерзание грунтов, перерасход электрической энергии, увеличение количества хладоносителя, разрушение конструкций за несколько лет, порча продукции и ухудшение ее качества и, в конечном счете, серьезные дополнительные финансовые затраты.